Из истории селенографии

Глаз различает на лунной поверхности сероватые пятна, при любой фазе Луны сохраняющие неизменными слои очертания. Этот факт, вызванный синхронностью осевого вращения Луны и се обращения вокруг Земли, несомненно, был известен еще в глубокой древности. Вероятно, первые зарисовки Луны, не дошедшие до нас, изображали некое подобие человеческого лица—полная Луна и в самом деле несколько напоминает добродушную физиономию. Впрочем, иные видели на Луне силуэты каких-то животных, а в сред­невековье религиозно настроенные и отличавшиеся бога­тым воображением звездочеты уверяли, что на Луне запе­чатлены фигуры Иуды и Каина.

Умозрительные высказывания некоторых древних фило­софов показывают, что уже в те времена Луна считалась соседним миром, похожим на Землю и даже населенным ра­зумными существами — селенитами. Александрийский фи­лософ Прокл (V в. до н. э. ) утверждал, что на Луне «воз­вышаются многочисленные горы и помещается большое ко­личество городов и жилищ». Еще смелее высказывались Пифагор (VI в. до п. э. ) и его последователи, заявлявшие, что «Луна есть Земля, подобная обитаемой нами, по с той разницей, что она населена животными гораздо большими и деревьями гораздо лучшими: лунные существа своим ростом и силой в пятнадцать раз превосходят земные». Не­которые же из древних мыслителей (например, Аристотель) считали Луну небесным зеркалом, отражавшим земной   рельеф.